Стартовая / Наше село / Творчество байкитян / Художники Байкита

Художники Байкита

Александр Иванович Попов

(1950-2018 гг.)

Александр Иванович Попов родился в 1950 году в эвенкийском селе Ошарово. По окончании художественно-графического факультета Ленинградского пединститута работал в Байкитской средней школе учителем рисования, руководил художественно-оформительской мастерской, работал художником театра юного зрителя при Доме культуры, создавая прекрасные декорации к спектаклям.

Жизнь и творчество А.И. Попова неразрывно связаны с Эвенкией. Его пейзажи, портреты проникнуты любовью к родной земле, насыщены суровой северной лирикой. Они всегда узнаваемы и по-настоящему близки людям, любящим эвенкийскую землю.

Александр Иванович  не писал картины на заказ – все чаще для себя, не стремясь к широкому обнародованию своих работ, не ведя их учета, не создавая каталога, поэтому трудно сказать, сколько написано портретов, пейзажей, натюрмортов.

Н.Н. Брюханов: «Мы знакомы с Александром Ивановичем много-много лет. Мое личное отношение к нему как к душевному, открытому человеку, мастеру с золотыми руками. Мы, простые люди, интуитивно воспринимаем искусство, обычно приемлем то, что созвучно нам, поэтому и картины эти нам близки и понятны. У многих байкитян пейзажи художника висят на самых видных местах, он умеет тонко передавать нашу природу и быт на холсте. И всегда был поклонником его таланта. Он человек открытый, всегда говорит то, что думает, с ним легко общаться».

С 2011 года художник жил в хакасском селе Верхний Кужебар, как и прежде, много рисовал. По его признанию, очень скучал по Байкиту – Эвенкия долго не отпускала.

Работы Александра Ивановича Попова находятся в фондах Центра народного творчества, Эвенкийского краеведческого музея, в частных коллекциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виктор Валерьевич Старцев

(5.12.1948 -  29.10.2016 гг.)

 Уроженец фактории Куюмба, Байкитского района, Красноярского края. Здесь прошло его детство, окончил начальные классы.  В среднюю школу пошел уже в Байките, жил в интернате, где и взрослел вместе со своими сверстниками.  Занимался фотографией,  учился играть на баяне и много рисовал. После окончания школы Виктора направили на учебу в Дудинский зооветеринарный техникум, где в те годы готовили сельскохозяйственные кадры для Севера.  После техникума два года работал на Таймыре зоотехником оленеводческого хозяйства.

 В 1974 году вернулся на свою малую Родину в Куюмбу и шесть лет проработал директором клуба. Сам играл на баяне, сочинял частушки, рисовал афиши и оформлял помещение. Затем переехал в  с. Байкит и 28 лет проработал в лесничестве.  Эта работа оказалась самой любимой, она отвечала всем требованиям его души. Каждый день новые нехоженые места, новые пейзажи! Всю эту таежную красоту родной природы ему хотелось перенести на холст, запечатлеть в памяти…

На протяжении всей жизни, начиная с молодости, Виктор Валерьевич работал над цветом. Постоянно экспериментировал с цветовой гаммой, с тоном, малейшими оттенками! Для этого художнику часто приходилось возвращаться на одно и то же приглянувшееся место в тайге и запоминать, как оно выглядит утром, ярким днем и вечером при закате! А выглядит оно каждый раз по-разному! Его пейзажи  выполнены в ярких сочных радостных красках. Природа словно сама радуется тому, что  художник  рисует  ее самые потаенные уголки и несет эту радость людям.

В.В. Старцев: «Понимаете, я живу в таком крае, где мне интересно все, что меня окружает, что удается увидеть и услышать. Мне не нужно ничего придумывать, все уже есть в природе, и я пишу об этом красками и словами. Когда люди выезжают с Севера «на метрик», они покупают мои картины, чтобы увезти частичку Эвенкии с собой. Многие потом звонят, спустя годы и говорят: «Как хорошо, что я когда-то взял вашу работу, теперь смотрю на нее, когда скучаю по дому»».

Виктор Валерьевич Старцев известный, признанный художник в России и за рубежом.

Его пейзажами любуются в Туре, Ванаваре, Красноярске, Иркутске, Румынии, в Финляндии.

В последние годы, после побед в  краевых конкурсах грантовых проектов по поддержке коренных малочисленных народов Севера В.В. Старцев много сил и времени отдавал на   реализацию своего проекта «Хосин» («Искра») – поиску талантливых детей: многочисленные мастер – классы, встречи, выставки.  

Кроме художественного мастерства В.В. Старцев известен как собиратель и сочинитель охотничьих баек и рассказов. Его рассказы неоднократно печатались в газете «Эвенкийская жизнь», «Красноярский рабочий», в журнале «Охотник. Рыболов».

 

 

 

 

 

Владимир Иванович Донченко 

(1950 - 2018 гг.) - самобытный художник

 В Байките проживал с 1986 года, работал художником-оформителем  Байкитского  отдела культуры, продолжительное время руководил кружком «Этнограф – турист - художник» в Центе детского творчества, в последнее время находится на заслуженном отдыхе.

 Основной темой его творчества стали легенды, сказки, предания, отражающие жизнь и быт древнего эвенкийского народа. Стиль, в котором написаны картины художника, относится к уникальной рисунчатой письменности – пиктограммной живописи.*

 Впервые картины, написанные в этом жанре, Владимир Донченко представил на выставке художников Сибири и Дальнего Востока в г. Красноярске в 1989 году.

В 1991 году  состоялась персональная выставка «Легенды Эвенкии»  в культурно-историческом комплексе г. Красноярска.

В 1995 году – выставка в Москве, в Верховном Совете и в посольстве США.

В мае  2002 года  вместе со своими учениками В.И. Донченко участвовал в Международной выставке традиционного искусства коренных малочисленных народов мира, организованной  Всемирной организацией ЮНЕСКО в Париже.

В том же, 2002 году, после выставки, посвященной творчеству северных народов России «Лики Арктики» в Женеве, в ООН  все выставленные картины В. Донченко были скуплены московской галереей.

В 2003 году по поручению Министерства культуры РФ студией «Уралфильм» был снят документальный фильм о творчестве В.И. Донченко. В фильме рассказывается о его необычных картинах и о музее под открытым небом «Шаманское стойбище», который В. Донченко основал на своем земельном участке. Экспонатами музея стали деревянные скульптуры эвенкийского народного эпоса.

Картины Владимира Донченко могут показаться странными и даже абсурдными. Но это - для непосвященных. Эвенк сразу же увидит на них фигурку шамана, Мировую реку, священных животных и оми – души умерших предков. С этнографической точностью художник  воспроизводит древний обряд умножения добычи (Шингклавуй) и легенду о превращении великана Мирэгды в Небесного охотника, и использует при этом очень яркие, ослепительные, почти ослепляющие краски.

«Мой аргиш по пути возрождения эвенкийского искусства. Хочу восстановить забытое, утраченное, хочу напомнить северянам, что и у них есть свое, самобытное, не менее ценное, чем европейское искусство. Я верю, пройдет время, и кто-нибудь из эвенков непременно будет аргишить по моей тропе, и сделает это куда лучше», - сказал когда – то художник.

Работы Владимира Ивановича Донченко находятся в частных коллекциях России и за рубежом,  несколько своих картин художник  подарил краеведческому музею с. Байкит.

*Пиктограмма – передача образов, впечатлений, событий, но чаще – сложную систему взаимоотношений человека со сверхъестественным, с помощью рисунка.

Опросы и голосования

Знаете ли Вы историю села Байкит?

Интересное на сайте

Контактная информация

Адрес:

648360, Красноярский край,
Эвенкийский район,
с. Байкит, ул. Титова, 17

Телефоны:

+7 (39178) 31-20-8, 31-16-9

 

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A

Выключить изображения